Интервью для Фотографического вестника

Виктор Петрович Суглоб, 2006 г.Успешный предприниматель, коллекционер фотоаппаратуры, фотохудожник - сегодня мы знакомим вас с человеком, которого многие знают, но мы хотели бы представить Виктора Суглоба, прежде всего, как человека, который всегда в поиске.

Успешный предприниматель, коллекционер фотоаппаратуры, фотохудожник - сегодня мы знакомим вас с человеком, которого многие знают, но мы хотели бы представить Виктора Петровича Суглоба, прежде всего, как человека, который всегда в поиске.

 

С Виктором Петровичем беседовали Петрович Иван и Светлана Полещук.

Интервью впервые было опубликово в бюллетене "Фотографический вестник", начало 2006 г., продолжение - №1 за 2007 г.

И.П. С чего начиналось Ваше увлечение фотографией?

В.С. Я учился в Гомельском государственном университете на факультете физического воспитания, был спортсменом. А раз спортсмен - значит поездки, тренировки, соревнования. И конечно, хотелось все это запечатлеть, чтобы осталось на память. В университете познакомился с прекрасным фотографом Анатолием Рудченко.

Его фотографии уже тогда публиковались в журналах. Я очень часто посещал его фотолабораторию, видел, как он колдует с химией, помогал ему, а заодно учился. Считаю его своим первым учителем.

Будучи спортсменом, я начал с фотографирования спорта. Купил себе «Зенит» и снимал конкретно борьбу, потому что я сам борец. Начал посылать фотографии в газеты. Первые мои снимки появились в «Физкультурнике Беларуси», а затем и в «Советском спорте».

И.П. Получается, Вы сразу пришли в прессу.

В.С. Да, и снимки публиковались постоянно. Позже мне даже присылали задания, отснять турнир по борьбе, потому что они видели, что я это могу. Они знали, что я спортсмен, что я смогу что-то интересное показать. Вот так и пошло.

И.П. А какой это год приблизительно был?

В.С. Это был 72-74 г.г.

И.П. В то время уже начиналось широкое движение фотолюбителей, были кружки, студии, клубы. Вы принимали в этом участие?

В.С. Нет. Я тогда об этом вообще ничего не знал. Я шел сам по себе.

И.П. Вашим первым увлечением и профессией был спорт. А каким видом борьбы Вы занимались?

В.С. Мастер спорта по борьбе самбо. Призер республики.

И.П. В спорте Вы добились больших результатов (мастер спорта - это большой труд) и потом вдруг бросаете спорт и начинаете заниматься фотографией. Фотография победила или Вы просто ушли в другое направление? Что послужило толчком?

В.С. Я бы сказал так: я чувствовал, что фотография все-таки побеждает. Спросите почему? Потому что я настолько увлекся фотографией, и особенно, после того, как мои снимки опубликовали в газетах, я увидел, что мои снимки оказались востребованы. Просто вначале не верил. Вначале просто не верил. Это было совершенно неописуемо. А потом получилось так, что жизнь распорядилась по-другому: женился, и пришлось ехать на север зарабатывать деньги, чтобы обеспечить семью, и можно сказать, для первоначального накопления капитала.

И.П. Это была просто работа ради заработка?

В.С. Да. Ведь была мечта купить очень хорошую фотоаппаратуру. Тогда уже у моего друга были прекрасные фотоаппараты в том числе «Практика». В то время «Практика», для фотолюбителя это было что-то такое, почти несбыточное.

И.П. Вы много снимаете и не столь много выставляетесь. Что это - требовательное отношение к своему творчеству или отсутствие времени?

В.С. Раньше, до прихода в фотоклуб «Мінск», я считал что могу многое в фотографии. Сейчас я смотрю намного глубже и понял, что такое настоящая фотография. Одно дело, когда учишься сам по себе, и совсем другое, когда работаешь с учителем. Недаром говорят, если нет учителей, то вряд ли будет и результат. У каждого спортсмена есть тренер, у человека, который защищает докторскую диссертацию, есть руководитель. Только единицы или, как их называют, вундеркинды, могут сами по себе что-то сделать. В фотографии также обязательно должны быть учителя, которые анализируют, подсказывают, помогают. Мне повезло, когда я повстречал Юрия Васильева и Сергея Кочергина. Это первые мои учителя в Минске, которые начали, открыто говорить про мои ошибки. Только потом у меня начало получаться что-то стоящее.

Отвечая на вопрос, что я мало выставляюсь, скажу - надо выставляться, потому что выставку сделать - это одно, а потом хочется сделать совершенно другую, уже сложнее, и нельзя повторяться. А когда хочешь не повторяться, то приходится очень много работать. Есть неплохая тема, над которой я сейчас работаю. У меня сегодня большое количество отснятого материала, но есть еще и бизнес.

И.П. У Вас недавно прошли персональные выставки, где они проходили и как приняли их зрители?

В.С. Все говорили, что выставки неплохие. И говорили, теплые выставки, потому что я больше всего работаю над пейзажем. И очень много снимаю эту тему. Выезжаем с клубом, сами по себе, бываю за границей. Думаю, что следующая выставка, будет совершенно новая, непохожая. Была выставка в Академии спорта. А когда я открывал ее в Гродно, там было уже как минимум 50 % совершенно других работ.

И.П. Вы еще до перестройки начали работать как профессионал фотосервиса. С чего все началось?

В.С. Сразу после того, как я понял, что я не буду в спорте, то определил, дальнейшее направление - только фотография, потому что я безумно любил фотографию и мечтал быть только фотографом. Начал работать профессиональным бытовым фотографом, то есть по обслуживанию детских садов, школ и торжеств. Когда пришла перестройка дали некоторые возможности для занятий бизнесом, я почувствовал, что смогу этим заняться. Учитывая, что это родное и близкое мне по духу.

И.П. На волне цифровых технологий увеличился интерес к фотографии. Как это отразилось на Вашем бизнесе и планах по развитию фотогалереи и музея «Мир Фото»? Я слышал, например, что будет фотошкола.

В.С. Да, мы планируем открыть школу, потому что в этом назрела необходимость. В прошлом году мы самостоятельно провели конкурс среди школьников Минского района. На удивление, хоть всегда говорят, первый блин комом, но получилось нормально. Мы надеемся, что отдел культуры исполкома нам поможет, и в этом году все пройдет еще серьезней. Вы проводите конкурс «Драйв», среди студентов, мы хотим что-то подобное среди школьников.

Для отдельных детишек, в которых мы увидим ростки интереса к фотографии, создадим что-то вроде фотошколы. У нас будут как бесплатные курсы, так и платные. Платные - для более профессиональной подготовки. А для детей с низким и средним достатком мы хотим дать основы фотографии, понятие фотографии, и это все будет бесплатно.

И.П. Увеличение интереса, связанное с цифровой фотографией, в который раз подстегнуло разговоры об истории национальной фотографии, о национальной фотографической школе. Вышли журналы «Фотографический вестник», а затем «Фотомагия». Что Вы думаете по этому поводу? Есть ли у этого будущее?

В.С. Мне кажется, здесь все должны объединить свои усилия. Творческий союз «Фотоискусство», фотоклуб «Мінск», «Мир Фото», и многие фотографы, любители фотографии. Все должны объединиться и сделать что-то, потому что есть национальная фотография, есть ее корни. Нужно все это развивать, чтобы будущие поколения все это знали: что, было, есть и будет.

И.П. Возвращаясь к вопросу о творческой фотографии: есть ли разница, в Вашем понимании, между высоким профессиональным уровнем фотографии, то есть мастерством, и творческой фотографией? Или это все-таки на каком-то уровне объединяется?

В.С. Мне кажется, сливается на каком-то уровне. Мне думается, что для достижения серьезного результата все должно объединиться.

И.П. А нужны ли выставки фотографам? Или они могут обходиться какими-то, другими средствами?

В.С. Я считаю, что необходимы, просто незаменимы. Ведь это и самоутверждение, и взгляд со стороны. Ты много работал, много сил отдал, и приходят люди, смотрят и оценивают, видят плюсы и минусы.

С.П. В Вильнюсе и, наверное, большею частью в Варшаве, когда проходит выставка, через какое-то время появляется альбом к этой выставке. Фотограф работает над проектом, который реализовывается в серии снимков, они выставляются, и потом исключительно под этот проект делается небольшой альбом. Как Вы это оцениваете, насколько это продуктивно и насколько это может развиваться в Беларуси?

В.С. Я считаю, это великолепно. Но исходя из своих материальных затрат, насколько фотохудожник может все это воплотить. В Прибалтике, они находят спонсоров, и это нашло там широкое распространение. Все книги и альбомы никто за свои деньги не выпускал. Там спонсоры начали понимать, что фотография, это культура нации и ее нужно поддерживать.

С.П. Государственные спонсоры или частные?

В.С. Там немножко государство помогает, а частные спонсоры помогают очень серьезно. У нас же, очень мало серьезных спонсоров. В Беларуси богатые люди скорее стремятся купить пять джипов, чем куда-то дать деньги.

И.П. Наверное это определяется уровнем самосознания?

В.С. Именно! Уровень. Уровень воспитания и вообще уровень восприятия. Может, потому что у нас было все убито раньше, и нет традиции. А на западе эти традиции раньше были. Мне кажется, поэтому там помогают, а у нас нет.

И.П. Должны ли творческие организации и фотолюбительское движение поддерживаться государством?

В.С. Обязательно должны. Ведь в Прибалтике государство поддерживает. Они что богаче нас? Тот же союз фотографов Литвы частично финансируется государством. И на проекты деньги дают. А у нас фотографию не считают за творчество.

И.П. Наш следующий вопрос. Вы поддерживаете новые дела и начинания. Поддерживаете певцов, и даже участвовали как актер в съемке клипа, фильм помогаете снимать. Можно ли сказать, что в Вы все время находитесь в поисках чего-то более интересного?

В.С. Можно сказать и так, и по-другому, потому что для меня это как отдушина, просто немножко отойти от текущих дел ...

И.П. Вы человек увлеченный?

В.С. Да. Раз увлекаюсь, почему не попробовать. Бизнеса там никакого нет, там просто идет помощь. Немного отвлекаешься от работы и словно крошечный в это время отпуск.

И.П. И последний вопрос. Ваши пожелания нашей фотографической общественности, читателям «Фотографического вестника».

В.С. Взять фотоаппараты, снимать, снимать, и приходить в фотоклуб, обращаться с другими фотографами. И снова снимать. Помните, раньше был девиз? «Будь готов, всегда готов», так и здесь должно быть: «Взял фотоаппарат - всегда готов».

И.П. Поздравляем от нашего издания Виктора Петровича и всех сотрудников музея-галереи «Мир Фото» с двухлетием, желаем развития этого благородного начинания и творческих успехов.

31.08.2006

Наше интервью получилось очень обширным и вторую его часть, посвященную коллекционированию Виктором Петровичем фотоаппаратуры, мы опубликуем в следующем номере №1 за 2007 год.

И.П. Как возникла ваша коллекция фотоаппаратов? С какого экземпляра, сохранился ли он сегодня?

В.С. Он сохранился. Коллекция началась с «Зенита», я им поработал очень много, а после того как я купил себе другую аппаратуру. Он сохранился И по сей день в коллекции - «Зенит Е» с объективами «Гелиос-40» и «Мир-1».

И.П. Можно сказать, фундамент.

В.С. Фундамент. Да, да, да. Вначале, это было бессистемное коллекционирование: я собирал, потому что знал, что я когда-то что-то такое интересное сделаю. А почему? Потому что я свое время побывал во Франции в Музее фотографов. Я французам помогал писать книгу «История развития советского фотоаппаратостроения», там увидел огромную коллекцию. Это меня сразило наповал, я понял, что должен, что-то такое повторить.

И.П. Вашу коллекцию называют крупнейшей частной коллекцией в бывшем СССР?! Но в музейном деле не в количестве экспонатов дело, ведь даже Ваш музей, которому в сентябре исполняется два года, не вмещает все экспонаты. На какие раритеты опирается Ваша коллекция?

В.С. Основу музея составили фотоаппараты раннего моего периода. Когда я увлекся этим, то собирал абсолютно все фотоаппараты не зависимо от фирмы, которая их выпускала, все промышленные группы, которые выпускались в мире, они все есть у меня. Но, на каком-то этапе я понял, что нужно уделить больше внимания советским аппаратам. Почему? Потому что считаю, что я как бы бывший и настоящий гражданин Советского Союза (а я считаю, себя им и по сей день), значит должен, прежде всего, сохранить наше. Еще и потому, что начался массовый вывоз нашей фотоаппаратуры за рубеж.

Если бы, конечно, у нас была площадь музея раза в 3-4 больше, конечно я бы еще возможно пытался бы работать и с западными марками.

И.П. И все же, количество и качество, как они совмещаются в коллекции?

В.С. На сегодняшний день мы знаем примерно около 1000 типов фотоаппаратов, которые были выпущены на территории Советского союза. У меня, примерно 600 из них, значит, мне еще очень много времени надо работать, чтобы собрать оставшиеся 400. И сегодня все труднее найти новый аппарат, если они раньше поставщики несли мне в месяц по три по четыре фотоаппарата, то сегодня - в полгода один. А те которые я ищу, просто бесследно исчезли, растворились на территории западных государств.

С.П. Как Вы ищите?

В.С. Через этих ребят моих поставщиков. Это их профессиональная работа. Они уже настолько увлечены... пустили глубоко корни, как те же золотоискатели, которые ищут золото и алмазы. Они роют, копают, посылают запросы по Интернету.

И.П. Приведите несколько примеров ярких раритетов советской аппаратуры.

В.С. Я считаю раритетом нашего советского фотостроения это - «Спорт», первый зеркальный фотоаппарат в мире. Я повторяю первый, до этого все были дальномерки, метражки, а первый зеркальный появился именно наш фотоаппарат «Спорт». Он хорош, тем, что он не похож ни на один другой. У всех были прототипы, все что-то, ну не будем говорить «воровали», просто копировали друг у друга. Допустим, той же немецкой «Лейки» выпущено триста копий. А вот «Спорт» - его так почему-то никто и не повторил! Я еще горжусь тем, что у меня «Спорт 1», по моим данным его пока нет ни в одной коллекции мира. Он чем-то немножко отличается от других, отличие может и небольшое, но, тем не менее, у меня он есть.

Потом наш прекрасный «Горизонт» и ФП, это панорамные фотоаппараты. Это Наш фотоаппарат «Ленинград», великолепное создание - первый фотоаппарат, который с мотором, только механическим.

Я пропустил шедевр белорусского фотоаппаратостроения. Это «Автоэликон 645». Он был создан в 80-м году и если бы в то время, чиновники не препятствовали новому и передовому. В то время в мире не было аналогов такому фотоаппарату. Если бы тогда его вывезти за границу, этот человек стал бы миллионером.

И.П. Среднеформатный полуавтоматический аппарат?

В.С. Автомат! Полностью автоматический среднеформатный фотоаппарат! И японцы создали такой фотоаппарат только в 90-м году.

И.П. Сегодня сворачивается целая отрасль фотоаппаратостроения, в которой и Беларусь принимала активное участие: БелОМО, и Вилейский завод выпускали Зениты и др. Почему?

В.С. Именно погоня за количеством породило все это. Они не смогли сделать качественного ничего. А в это время на рынок выплеснуло массу так называемых «мыльниц» от «Кодак», «Фуджи» и т.п. фирм, и они полностью парализовали наше производство.

И.П. В бывшем СССР так и не приступили к созданию цифровых фотоаппаратов. Есть ли шанс что в Беларуси или в России начнут производить цифровые фотоаппараты?

В.С. Нет. Попытки создания мыльницы были. Одна мыльница, она возможно штучными партиями выпускается и по сей день, это Ломо-компакт. На западе даже создали клубы Ломографии. И она по-прежнему (для своего класса) очень дорогая там камера. У нее очень хороший объектив, простое устройство, если бы они еще туда добавили фотовспышку, я считаю фотоаппарат был бы на мировом уровне, т.к. он еще и надежный.

С.П. В каком году ее создали?

В.С. Примерно 80-е годы.

И.П. Есть так называемый технический эксклюзив, но ведь многие камеры ценны из-за имени их владельца. Назовите кого-нибудь?

В.С. У меня три таких аппарата. Фотоаппарат маршала Георгия Константиновича Жукова, фотоаппарат великого педагога Антона Семеновича Макаренко, и фотоаппарат героя Советского Союза Василия Тимофеевича Цымбала. Василий Тимофеевич был воспитанником Макаренко, был беспризорником, а во время войны он стал военным офицером, а затем героем Советского Союза.

И.П. Музей и галерея в одном пакете, насколько удобно такое сочетание? Или все-таки в развитии хотелось бы немного расширить или где-то развести это?

В.С. Если бы я и расширял, то опять же только все вместе сделал. Я не могу это разъединить, потому что я считаю, людям интересно приходить в наш музей, они могут и фотоаппараты посмотреть, и с удовольствием смотрят фотоработы, которые выставляют фотохудожники. Считаю, что у нас единственный в СНГ музей-фотогалерея.

И.П. Музею два года, есть ли у Вас планы по его расширению? Ведь хоть это и частный музей, но единственный действующий публичный музей такого рода, а ведущий музей это уже дело общественное, нужна ли Вам помощь в этом от города или государства?

В.С. Самая главная помощь это в получении этого помещения и спасибо минскому райисполкому, городскому райисполкому хотя бы за то, что они его дали. Потому что до того я столько оббегал, обходил..., что просто страшно, но мои труды не закончился просто ничем. Сегодня есть музей-галерея и это результат. А в остальном мы уже будем сами поддерживать.

И.П. Ваш бизнес требует много времени и немалых затрат. Тем не менее, Вы поддерживаете фотоклуб Мінск, другие начинания, это стремление развивать фоторынок или скорее человеческий порыв?

В.С. Рынок, если я поддерживаю и помогаю? Если сегодня я помогаю клубу, и тем же детским домам - я считаю это своим долгом.

С.П. Помощь школам, она связана с развитием фотокружков или это самая разнообразная помощь?

В.С. И фотокружкам, а также какое-то другое оборудование. Я сам был спортсменом, поэтому, как только мне говорят про спорт, я сразу же откликаюсь. Если помощь требуется по другому профилю, то не обессудьте. Я же не смогу все дыры закрывать, тем более что сейчас фотобизнес переживает серьезные трудности.

И.П. Можно ли сказать, что он меняется.

В.С. Меняется, кардинально меняется, у нас серьезно падают обороты. А виновата в этом опять таки цифровая фотография.

С.П. Меньше печатают?

В.С. Да. С пленок все печатали, а цифру не все даже распечатывают. А студенты вообще сейчас телефоны имеют, снимают на телефоны, смотрят дома на компьютере и все.

С.П. Но мне кажется это такой тренд, нужно время. То же самое было с книгами: когда появились книги в электронном варианте, никто не покупал книги, а сейчас идет обратная тенденция, есть желание держать в руках, листать, делать пометки, и так далее. Как мне кажется, придет еще своё время и в фотографии...

В.С. Мне тоже так же кажется. Потому что в Польше уже начался опять некоторый подъем. А ведь спад был очень серьезный.

И.П. Вы участвовали в написании книг о фотоаппаратах, сейчас делаете свою книгу-каталог. Как Вы думаете, будет ли она интересна рядовым белорусским читателям?

В.С. Я считаю, что и рядовому читателю, а особенно тем, кто увлекается фотографией, будет интересно.

И.П. Когда есть информация, есть много фотографий, всегда можно выбрать лучшее. Когда появится много хороших фотографий, то, возможно, перестанет бросаться в глаза эта визуальная нищета на улицах и эти ужасные плакаты. Как вы считаете?

В.С. Самое главное, если будет массовое увлечение, то молодежь поменьше будет болтаться на улицах, культурное окружение заменит и политико-воспитательную работу.

Фотоаппарат, даже встроенный в мобильный телефон, позволяет получать снимки. Если 2-3 снимка понравились, пусть они пока низкого качества, но автор может после этого решить: «Хочу хороший цифровой фотоаппарат, зеркальный, Nikon или Сanon!». Человек хоть таким образом приобщается к творчеству.

И.П. Спасибо за интервью.